(часть1) Брейк-данс или бибоинг (англ. breakdance) — уличный танец, один из шести элементов хип-хопа.
Происхождение термина «Брейкдансинг» (англ. Breakdancing) никогда не был термином, используемым самими его исполнителями. Они предпочитали называть себя «Би-бойз» (англ. B-boys) и «Би-гёрлз» (англ. B-girls). Само слово обрело популярность в 80-х
годах, когда оно стало достоянием общественности. Дэвид Туп (David
Toop) описывает брэйкданс как адаптацию Брэйка (англ. Break), танца,
бывшего популярным до того как его выместил Freak, но вновь
поднявшегося на высоту благодаря таким исполнителям как Nigga Twins,
Spy и Zulu Kings. Однако один из родоначальников хип-хопа, Dj Kool Herc
утверждает, что слово breaking происходит от сленгового слова break,
(дословно «ломаный») так как движения выгледели ломаными. Впервые слово
«b-boy» употребил Dj Kool Herc, который так называл людей, исполнявших
брейк-данс.
Разновидности брейкинга
Брейкданс собственно
как танец представлен только одной формой — breaking (или b-boyng). В
нашей стране долгое время было принято разделять брейк-данс на «нижний»
и «верхний», такое разделение родилось ещё в середине 80х годов
прошлого века, когда сквозь железный занавес в нашу страну попадали
лишь отрывистые сведения о брейк-дансе. Во многом из-за отсутствия
правдивой информации на территории СНГ долгое время развивался «верхний
брейк», не существовавший нигде в мире более, поэтому западная
танцевальная культура ушла далеко вперед....
Собственно то,
что у нас называли «верхним брейком» представляет собой другую форму
уличного танца, берущего начало не на Восточном побережье США, а на
Западном. Эти танцы основаны на фанковой культуре Западного побережья и
представлены стилями Поппинг, Локинг и Электрик Бугалу (не путать с
электрик буги!). Стиль локинг был придуман человеком по имени Дон
«Campbellock» Кемпбелл и получил развитие и известность при помощи
созданной им команды The Lockers. Стили Электрик Бугалу и Поппинг были
созданы Семом «Boogaloo Sam» Саломоном и развиты в его команде
«Electric Boogaloos».
Funkstyles (широко известные под неверным названием "Верхний брейк") Animation — Стиль родился после появления в семидесятых годах многочисленных фильмов про Синдбада-морехода и им подобных, где использовалась специфическая техника кукольной анимации claymation. Движения
анимированных персонажей получались не плавными, а прерывистыми. Иными
словами, каждое движение делилось на множество мелких фаз с
остановками, когда куклу перемещали или изменяли положение частей тела.
Советскому зрителю такая анимация хорошо знакома по старым
мультфильмам. Танцоры пробовали скопировать этот визуальный эффект, в
результате чего и появился стиль animation. Один из подстилей его
называется в честь фильма — Sindbad style. Анимейшн имеет в сути своей
много общего со стробингом, и даймстоп. Разница состоит лишь в скорости
движений, а также частоте остановок. Основное содержание анимейшн — это
различные виды походок. Strobing — имитация движений в свете
стробоскопа. Состоит из множества мелких фаз, остановок, с резкими
переходами между ними. Важно то, что для легкого и правильного
выполнения стиля мышцы должны быть расслаблены. Необходимо отработать
жест сначала плавно и расслабившись, затем также плавно, но с полным
напряжением мышц. Dimestop — Даймстоп это как стиль, так и
способ остановки, фиксации. Название произошло от американского «dime»
— монета в четверть доллара, и «stop» — остановка. Объясняется это тем,
что когда человек учился данному направлению, он разбрасывал вокруг
себя монетки. Наступая во время движения на монетку, танцор на
мгновение замирал. Таким образом, dimestop — это быстрая остановка
всего тела или его части, но без какого-либо импульса либо толчка, как
в hitting или popping. Оригинальный робот в версии Роберта Шилдса
(Robert Shields), популярного в 70х годах мима, который ныне является
прародитетем botting’a, выполняется как раз при помощи даймстопа. То
есть резкие сокращения мышц отсутствуют, вместо этого мышцы постоянно
находятся в небольшом напряжении, для того, чтобы наилучшим образом их
контролировать. Floating/Gliding — Скольжение является так же и
отдельным стилем среди других funk styles, и отдельным движением. Всего
существует более 40 его вариаций. Наиболее популярными являются glide —
скольжение влево, вправо или по геометрической фигуре (кругу,
квадрату), moonwalk — «лунная походка», популяризованная (но не
придуманная) Майклом Джексоном, и «wiggle walk» — творение Mr. Wiggles,
которое весьма трудно описать, но выглядящее очень характерно для
своего названия (wiggle — зигзаг). Это, конечно, не считая всевозможных
knee glides — скольжений на коленях. Здесь необходимо сделать
отступление и провести четкую границу между gliding и floating. Все
вышеописанное — это glides. Под floats же надо понимать ни что иное,
как элементарную ходьбу «пятка-носок». Стоит заметить, однако, что на
основе этой техники существует отдельный танец «crip walk»(c-walk).
Основная идея одна — движение создает иллюзию того, что танцор
двигается в одну сторону, а на самом деле плавно перемещается в другую
(напримет «лунная походка», которую исполняли ещё мимы, и в частности
Марсель Марсо, и которая называлась «walk against the wind» — «ходьба
против ветра»). Что же касается техники исполнения скользить нужно как
можно плавнее. Имеется ввиду, что корпус не должен подпрыгивать —
плечи, грудь, голова на все время на одном уровне. С учетом этих
особенностей движение смотрится гораздо эффектнее. Waving —
волны. Именно волны, в сочетании с фиксацией, у нас в стране и называют
«электрик буги». Хотя, конечно, это не «буги», а вэйвинг — один из
фанковых стилей. Основная его идея — имитация того, что по телу танцора
перемещается волна, либо сгусток энергии. Вернее, это визуальный
эффект, а не идея. В вэйвинге огромное количество подстилей. В рамках
данного направления существуют как обычные волны, так и exaggerated
waves — широкоамплитудные волны, bounce waves — волны, когда каждый
сустав, по которому идет энергия, подскакивает, словно мячик, и лишь по
возвращении его на место начинает работать следующий сегмент тела,
broken arm waves — волны, когда движение, скажем, по одной руке,
иллюстрируется другой (имеется ввиду не слежение, а скорее своеобразная
домкратность), а также такое явление как wavetracing — волна со
слежением (причем слежение выполняется отнюдь не обязательно ладонью) и
ещё многое другое. Качественный вэйвинг смотрится очень эффектно.
3D
— Информация по данному стилю весьма скупа. Можно лишь сказать, что 3D
— это совокупность вэйвинга и стробинга, когда волна, идущая по телу,
разбивается на большее количество точек, нежели количество суставов,
через которые она проходит. Иными словами, «три дэ» — это тот же strobe
waving, но, возможно, с некоторыми особенностями, о которых пока мало
известно. Разные источники дают разные определения, и, скажем, на
форуме сайта dance.net данный стиль определялся практически как
twist-o-flex. Там приводилось объяснение, что 3D, это когда танцор по
очереди двигает 3 части тела, в основном голову, корпус и ноги, и
давалось описание твистофлекса.
Bopping — секретный стиль
танцора Boppin' Dre (Andre), и команды LA Bopping crew. Ученики Боппин
Дре основали команду, практикующую преимущественно это направление.
Слово «bopping» произошло от слияния слов «botting» и «popping», из
чего уже можно сделать вывод о содержании стиля, учитывая, что
«botting» — это «robotting». Наиболее короткое определение гласит, что
боппинг — это танцующий робот. И само направление развилось из робота.
Однако если сам по себе робот — стиль жесткий, медленный, с четкой
изоляцией, то боппинг гораздо динамичнее. Сам Боппин Дре говорит, что
тот, кто танцует боппинг, двигается так, как двигался бы андроид
(машина внешне неотличимая от человека). Техника исполнения bopping —
это тайна и о ней мало кто знает.
..... (конец 1 части)
часть1
часть2
часть3 |